Художники

Художники. Айвазовский.

Продолжая тему художников, не могу не вспомнить Ивана Константиновича Айвазовского. Этого гениального мариниста знает каждый.

Портрет И. К. Айвазовского.
Портрет И. К. Айвазовского.

Русский псевдоним.

Не все знают, но настоящее имя художника – Ованес Айвазян. Отец Айвазовского Константин (Геворг) был армянином по происхождению, и поэтому в Феодосии он свою фамилию как «Гайвазовский». До 40-х годов на картинах мастера даже можно было увидеть подпись «Гай» — сокращение от фамилии. Однако в 1841 году художник окончательно меняет фамилию и официально становится Иваном Константиновичем Айвазовским.

Самые известные картины:

"9 вал" (1850)
«9 вал» (1850)
"Радуга" (1873).
«Радуга» (1873).
"Волна".
«Волна».
"Чесменский бой" (1848).
«Чесменский бой» (1848).
"Буря на море ночью".
«Буря на море ночью».
"Коктебельская бухта".
«Коктебельская бухта».

О биографии.

И. К. Айвазовский родился 17 июля 1817 года в городе Феодосия, в Крыму. Отец будущего мариниста успешно занимался предпринимательством, но позже потерпел неудачу и разорился. Брат Айвазовского, в отличие от самого художника, был выдающимся армянским историком и архиепископом.

Любовь к рисованию у Айвазовского появилась с детства. Но мальчик рос в бедной семье, и если бы не градоначальник Феодосии А.И. Казначеев, то, кто знает, как сложилась бы его судьба. Градоначальник помогает Айвазовскому поступить в гимназию в Симферополе, а позже его приняли в петербургскую художественную Академию. В Петербурге Айвазовский быстро стал «своим»: общается с Брюлловым, Глинкой, Крыловым.

"Бой в Хиосском проливе 24 июня 1770 года".
«Бой в Хиосском проливе 24 июня 1770 года».

Море в жизни Айвазовского.

Первые морские этюды художник написал еще в Академии, некоторые из них были премированы. В 1838 году Иван Константинович Айвазовский нотправляется на два года в Крым. В это время он знакомится с будущими морскими героями России — Нахимовым, Лазаревым, Корниловым. Эти знакомства внесли свой вклад в творчество художника. Его морские этюды пополнились картинами-баталиями

В 1840 году Айвазовский уезжает за границу. Труд и упорство делают свое дело и ярко раскрывают талант художника, что награждается золотой медалью французской художественной академии и становится кавалером Ордена Почетного легиона.

В 1844 году Айвазовский возвращается в Россию и становится академиком. Однако жизнь Петербурга пришлась не по душе , поэтому, женившись на Юлии Гревс, художник купил участок земли в Феодосии и переехал туда. В этом браке родились четыре дочери, но через 11 лет супруги разошлись.

"Взрыв корабля".
«Взрыв корабля».

Умер Айвазовский внезапно, во сне, в возрасте 82 лет в 1900 г.. Его последняя картина «Взрыв корабля», осталась стоять на мольберте незавершенной.

Проститься с ним на улицы вышел весь город.

Наследием И.К. Айвазовского стали Феодосийская школа искусств, построенное на его деньги новое здание Феодосийского музея древностей, вдохновленную его энергией и связями железную дорогу, водопровод и морской порт.

Секрет красок Айвазовского.

"Штиль".
«Штиль».

Многие, хоть раз видевшие картины И. К. Айвазовского, удивляются огромной реалистичности и прозрачности цвета. Как художник добился такого эффекта?

Художник Иван Крамской писал Павлу Третьякову: «Айвазовский, вероятно, обладает секретом составления красок, и даже краски сами секретные; таких ярких и чистых тонов я не видел даже на полках москательных лавок». Главный секрет Айвазовского не являлся тайной: чтобы так правдоподобно писать море, нужно родиться и прожить долгую жизнь у морского берега.

Лессировка.
Лессировка.

А если добавить еще такие качества как трудолюбие, талант, безупречную память и богатое воображение — именно так рождались знаменитые полотна Айвазовского.

Но все таки,  многое зависело от техники нанесения красок. Несмотря на то, что волны на картинах часто кажутся акварельными, Айвазовский чаще использовал масляные краски. Одной из его любимейших техник была лессировка. Суть этой техники заключается в нанесении тонких (почти прозрачных) красок друг на друга (послойно). Поэтому цвет моря, неба такой прозрачный, воздушный, а картина похожа на фотографию очень хорошего качества. Помимо этого замечательного эффекта, лессировка дольше сохраняла картину, не давала слоям разрушаться.

А вот еще несколько интересных фактов из жизни этого замечательного художника:

  • И. К. Айвазовским было написано свыше 6000 полотен,  это примерно 92 картины в год, если учесть, что маринист активно работал 65 лет;
  • В 1837 году когда Айвазовский получил Большую золотую медаль Академии, он выиграл поездку по Крыму и Европе. К слову, 20-летнего Айвазовского выпустили из учебного заведения на два года раньше, поскольку преподаватели решили, что более Академия ему ничего дать не может;
  • Художник Константин Лемох рассказывал, что Николай I, выйдя в море на колесном пароходе, как-то взял с собой Айвазовского. Царь стоял на кожухе одного пароходного колеса, а художник — на другом. И Николай кричал ему: «Айвазовский! Я царь земли, а ты — царь моря!»;
  • Художник был развит еще и музыкально, о чем свидетельствует великолепная игра на скрипке.
  • Средняя стоимость картины Айвазовского составляет примерно 1 млн долларов. Самой дорогой картиной живописца были «Американские суда у скалы Гибралтара» . Ее стоимость составляла  5,3 млн долларов (аукцион Christie’s, 2007).
    "Американские суда у скалы Гибралтара".
    «Американские суда у скалы Гибралтара».

    Айвазовский никогда не видел моря?

    Да, есть и такая легенда.

    Но на самом деле, Айвазовский, который родился и вырос в Крыму, с детства любил смотреть на море, считая его своей родной стихией. Более того, когда он учился в гимназии в столице, то очень скучал по дому. Но откуда тогда взялось такое заблуждение? Дело в том, что однажды художник сказал, что невозможно нарисовать с натуры всё величие моря, передать его красоту, всплески волн. Поэтому Иван Константинович часто рисовал свои творения по памяти. Окна мастерской, где он работал, выходили во двор, а не на берег.

 

Творите и будьте творческими!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *